Релігія


Сенс релігії на цій грі полягає в дотриманні культурних традицій народу, який відіграє команда. Примушувати команди до відігравання ніхто не буде, але можливий деякий вплив, за допомогою обрядових дій, на ігрову реальність, яка залежить від майстрів. Сфери впливу не обмежені.


Приблизна сітка приналежності таборів до існуючих релігійних течій:


Галицько-Волинське князівство – православ'я, язичництво.

Чернігівське князівство – православ'я.

Київське князівство – православ'я.

Новгородське князівство – православ'я, язичництво.

Володимир-Суздальське князівство – православ'я.

Литва – язичництво.

Тевтонський орден – католицизм, орденський устав, на захопленій території можливе язичництво.

Угорщина (рос. - Венгрия) – католицизм.

Краківське князівство – католицизм.

Мазовецьке князівство – католицизм.

Монголо-татари – язичництво, бон, у ізгоїв можливе мусульманство.

Половці – язичництво, православ'я.


Язичництво литовське (прусське).

Литовские обряды и праздники (очень кратко).


Праздник весны (в конце апреля)

Устраивался пир за общие средства. Перед началом жрец говорил молитву "Боги наши! Мы благодарим вас за прогнание зимы и за приход весны; просим вас: подайте нам хороший урожай и истребите сорные травы". Затем брал зубами чашу с медом или пивом, выпивал и бросал через голову, все повторяли. После целый день пьянствовали и гуляли.


Праздник зимнего поворота солнца.

Праздновался аналогично празднику Ивана Купалы (венки костры).


Зажинки - праздник в честь начала жатвы.


Дожинки.

По окончании уборки хлеба жители деревни собирались в один дом, Вайделот (жрец) произносил речь богам, затем произносил молитву и приносил в жертву козла, кровью окроплял присутствующих. Потом пьянствовали.


Уборки - по окончании всех полевых работ в конце октября.


Праздник в честь льна. Совершался молодежью в конце ноября.


Совсем немного по погребальному обряду.


Похоронные жрецы - Тилусоны и Лингусоны. Без них не хоронили, трупы могли лежать довольно долго, по сообщениям современников, литовцы знали способ хранить их так, чтобы они не гнили. Для обеспечения хорошей жизни в загробном мире необходимо было принести жертву богу смерти Поклюсу. Какую именно жертву нужно принести указывал жрец (при этом наверное жрецу тоже кое-что перепадало). Покойников сжигали, а пепел собирали в кувшин и закапывали, насыпав небольшой курган. Вместе с пеплом закапывали некоторые вещи покойника, которые пригодятся ему в загробном мире. Со знатными покойниками закапывали также оружие и коней, а по сообщению современников иногда еще рабов и рабынь. Во время похорон родные и близкие пели погребальные песни - рауды (раудас). Жрецы произносили молитвы. Например при трупе покойника говорят "Гинкет бекет Пиколе" - молитва для отпугивания злых духов, при этом звенят металлическими предметами. Родных и близких успокаивали песнями о том, что покойник в загробной жизни будет жить лучше. Говорили молитвы, например "иди блаженный, с этого бренного мира в страну вечного веселья где тебя не достигнут враги". В заключении уверяли присутствующих, что видят покойника идущего по млечному пути.

Поминки проходили на 6, 9, 40 день, во время которых ели молча без ножей и бросали часть пищи под стол. Потом жрец говорил "Души, вы ели и пили, теперь удалитесь!" Потом пьянка.


Язичництво монгольське.

Монгольское язычество представляет собой комплекс верований, сложившиеся в среде древнемонгольских племен начиная с I века до Р.Х. и испытавшие влияние тюркской мифологии и религии Бон.


Мифологическая система у монгольских народов едина. Различия есть, но они незначительны и связаны с различиями в образе жизни и хозяйствовании. Так у «лесных народов» сохранились наиболее архаичные представления, связанные с охотой. Формирование мифологических представлений относится к тому времени, когда основным видом хозяйственной деятельности была охота.


Мифология древнемонгольских степных кочевников (сяньби, кидани и др.), известная по китайским источникам, менее архаична, чем мифология таежных охотников. Она складывалась под влиянием относительной устойчивых государственно-племенных шаманистских культов в объединениях тюркских и монгольских народов Центральной Азии (этим в частности объясняются связи древнемонгольской и древнетюркской мифологией).


Уже в период хунну и ухуань существовало почитание неба, земли солнца, луны, звезд, а также духов предков (у ухуань местом их обитания считалась Красная гора). Во фрагментах этногонических легенд сянбийских племен (тоба, муюн, тугухуань) 1-5 вв., повествующих о выходе людей из замкнутых мест их первоначального обитания, встречаются зооморфные образы (вероятно родовые тотемы): конь, бык, олень (лось, лань).


По генеалогическим преданиям, вождь или предок рождается от брака человека с небесной девой или в результате непорочного зачатия (от градины, после раската грома упавшей в рот женщины и ею проглоченной).


В пантеон богов киданей 4-12 вв. входили небо, земля (в облике старой женщины), ниспосылающие мир и помогающие в критических ситуациях, солнце (с ним были связаны ритуалы при вступлении на престол императора киданей и др.).


Кидани почитали также персонифицированных (в том числе в виде тотемных животных – белой лошади, оленя) богов огня, войны, металла, кроме того, – множество духов, в частности духов предков и их покровителя – грозного духа священной Черной горы.


Существует миф о встрече у горы Муе (ее дух также входил в число высших божеств киданей) первопредка, скакавшего на белом жеребце, и небесной девы, ехавшей в телеге, запряженной сивой коровой. Восемь сыновей первопредка и небесной девы стали родоначальниками племен. Ездовые животные, очевидно, имели тотемную природу и были посвящены этим первопредкам.


Монголы поклонялись небу – Тенгри, в монгольских источниках именуемому синим или вечным, и земле – Этуген.


Небо почиталось как верховное божество (хотя Марко Поло и Джон Мандевилл таковым называют только землю – «всемогущего бога природы»). Оно – безначальное, несотворенное, создатель всего сущего, владыка мира; оно определяет судьбы человека, санкционирует государственную власть.


Небо и земля, почти или совсем не персонифицированные, – носители мужского (небо-отец) и женского (земля-матушка) начал. С культом земли связаны существовавшие у кочевников с древнейших времен праздника возрождения природы (весенний) и плодородия (осенний).


Поклонялись также солнцу и луне – «великому владыке». Солнце считалось матерью луны. Гром, согласно Рашид ад Дину, производит дракон – Лу.


В «Сокровенном сказании» названы тотемические первопредки – Борте – Чино и Хо Марал.


По монгольским поверьям, небо подобно перевернутому котлу, который можно приподнять и тогда между ним и краем земли возникает зазор; метеор – приоткрытая на мгновение небесная дверь, необыкновенный свет из которой озаряет землю. Небо находится в постоянном движении: вертикальном (то приподнимается то опускается) и кругообразном – вращается вокруг своей оси (Полярной звезды, представляющей собой неподвижный центр неба), прочность которой обеспечивает постоянство мирового круговращения.


Обычно Полярная звезда называется Алтан гадас (Золотой кол) и осмысливается то как небесная коновязь, изготовленная девятью мудрыми кузницами, то как камень закрывающей отверстие в небе (если его вынуть вода зальет землю), то как вершина мировой горы. Центральному небесному отверстию, через которое можно попасть на различные слои неба (от 3 до 99), соответствует отверстие в центре земли, через которое можно попасть в нижние миры (более 7).


Астральные мифы объясняют происхождение Ориона – Хухедей-мерген, Большой Медведицы – Долон эбуген, Плеяд – Мичит, Венеры – Цолмон. Широко был распространено поклонение солнцу, а возможно также и луне. В шаманских призываниях после божеств неба и земли упоминаются планеты, а также «полная луна», «золотое солнце» и «полумесяц».


С солярным циклом связан миф о чудесном стрелке Эрхий-мергене, сбившим выстрелом лишние небесные светила. Другой небесный стрелок – Хухедей мерген – громовник. Он пользуется стрелами, которые выковали 77 небесных плешивых кузнецов. Громовник метает стрелы, сидя верхом на драконе. Мишень, по разным представлениям, небесные белая сова, белка летяга, колонок, хорек, бурундук, кривой крот, тушканчик и др. Попав в цель, стелы остаются в земле и через три дня становятся каменными, в случае непопадания возвращаются на небо.


На основе шаманских призываний можно полагать, что вначале небо и земля были слиты в единую массу, при их разделении возник огонь. Формирующей силой было женское начало (земное), одухотворяющей – мужское (небесное). С начало земля была маленькой кочкой, а потом разрослась. В центре мира находится мировая гора – Сумбер.


О происхождении верховных божеств известно мало. Обычно они именуются «возникшие сами по себе». Судя по некоторым эпическим мотивам, небом и землей был создан первый человек, иногда он прямо называется сыном вечного неба и золотой земли. Чаще всего его мать (как и будущая жена) происходят из среды хтонических земных духов, а по отцовской линии у него небесное происхождение.


Земля представляется многослойной, от 7 до 77 слоев. В шаманских мифах говорится о множестве эдзенов (81, 77, 49 и др.), духов хозяев различных мест, прежде всего вершин гор и водоемов. Глава всех земных божеств – Цаган Эбуген. Монгольская шаманская мифология отмечает роль духов предков. Добрые покровительствуют и помогают живым, злые всячески вредят. Обычно злыми становятся души умерших неестественной смертью и грешников.


У монголов есть представление и о мире смерти. Правит в нем Эрлик-хан, его волю исполняют эрлики или элчи. В нем же живут демоны. Царство мертвых обычно располагается под землей или непосредственно соседствует с миром живых (в соседнем измерении).


Бон

Зародившись среди кочевых племен Средней Азии, митраизм был воспринят кочевыми племенами Тибета. От них он пришел к оседлому населению Тибета, где стал государственной религией и стал называться Бон. Во время экспансии Тибета Бон стал распространяться среди кочевников. Вторая волна была в конце VII века в Уйгурском каганате. Третья волна была во второй половине VIII века, когда верхушка Уйгурского каганата приняла манихейство.


Мусульманство

Мусульманство возникло в VII веке в Аравии в результате проповедей Мухаммеда. Существует два основных направления в исламе: суннизм и шиизм. Распространение ислама связано в основном с завоеваниями арабов. В 637 году при Кадесии арабы- мусульмане разбили армию персов. В 642 году при Негавенде было разбито персидское ополчение. В 718 году попытка обратить в мусульманство тюргешей. Неудачно. В 960 году обращены карлуки, которые жили на территории, где потом возникло Си-Ляо.


Hosted by uCoz